РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

 

1.   Терминология.

NAT

Network Address Translation.

PAT

Port Address Translation. Синоним NAT.

SIP

Session Initiation Protocol на базе которого организована услуга

UA

User Agent – оконечное SIP устройство или ПО

Абонент

Организация или частное лицо заключившие договор на получение Услуги

Клиент

организация, частное лицо или группа лиц планирующие заключение договора на получение Услуги

Оператор

компания "Нордлинк ИКС", оказывающая Услугу

ПО

программное обеспечение

Сайт услуги

http://www.voapp.ru

ТфОП

Телефонная сеть Общего Пользования

Услуга

услуга передачи вызовов и голоса по сетям пакетной коммутации (абонентская IP-телефония)

2.   Техническая возможность

Воспользоваться Услугой может любой Клиент, имеющий к сети Интернет (подключение к провайдерам на территории Карелии как частный случай). Подключение может быть произведено любым способом – коммутируемый доступ (ISDN или аналоговый), выделенный доступ, ADSL, Ethernet сеть и т.д. Подключение Клиента к сети Интернет должно обеспечивать пропускную способность не менее 14 кбит/c до другого UA или до оборудования коммутации Оператора при звонках в ТфОП.

Для подключение Клиенту необходимо иметь аппаратный UA (SIP-телефон) или программный UA (например, программу XLite http://www.voapp.ru/files/xlite/x_lite-counterpath_Win32_1105x_21407.exe). Клиент может использовать любое оборудование, шлюзы и ПО, поддерживающие протокол SIP. Оператор не может гарантировать безошибочную работу услуги с любым устройством или ПО, но по мере накопления опыта   будет расширять круг поддерживаемого оборудования и ПО.

3.   Подключение/инсталляция

Для инициирования подключения к Услуге Клиенту необходимо ознакомится с тарифами, выбрать тарифный план, выбрать имя, заполнить заявку и подписать договор. Договора заключаются по адресу Первомайский 30а, ООО “Нордлинк ИКС”, контактный телефон (8142) 70-53-53. После заключения договора Абонент необходимо оплатить инсталляционный сбор, согласно действующим тарифам. Подключение с предоставлением запрошенных сервисов будет предоставлено в течение одного рабочего дня после оплаты инсталляционного сбора.

Установку, подключение и настройку оборудования, и настройку программного обеспечения на своей стороне Абонент производит самостоятельно или за дополнительную оплату  (согласно действующим тарифам) силами инженеров Оператора.

3.1.        Настройка оборудования и ПО

Для использования услуги необходимо настроить имя входа (username), пароль (password), имя сервера регистрации (Registrar server)  и имя SIP Proxy сервера. Некоторые UA могут также запрашивать полное имя или имя домена, имя STUN сервера. Автономные UA (не на базе ПК) как правило, не имеют собственных энергонезависимых часов. Для установки времени на таких устройствах можно использовать NTP сервер Оператора. Значения этих параметров приведены в таблице.

Параметр

Значение

Username

Имя, выбранное при регистрации (без указания имени домена)

Password

Пароль Абонента

Registrar server

voapp.ru

SIP Proxy

voapp.ru

Полное имя

<username>@voapp.ru

STUN сервер

stun.voapp.ru

NTP сервер

ntp.voapp.ru

 

SIP Proxy и телефонный шлюз находятся в IP сети 62.33.22.0/24. Если вы являетесь абонентом подключенным по технологии  ADSL и имеющим льготный внутрисетевой трафик проверьте что у вас правильно прописан маршрут на подсеть 62.33.22.0 255.255.255.0 во избежание дополнительной тарификации трафика SIP телефонии.

3.2.        NAT и SIP

Протокол SIP рассчитан на peer-to-peer соединения между абонентами. При этом через SIP Proxy проходит только сигнализация. Сами медиа-потоки (протокол RTP) передаются между UA. Информация о том какой IP адрес и какие порты предназначены для SIP сигнализации и RTP потоков передается внутри SIP сообщений. Поэтому при использовании межсетевых экранов (Firewall) и особенно трансляции адресов (NAT/PAT) появляется ряд сложностей, которые могут привести к невозможности установки соединений, односторонней слышимости и другим ошибкам. Далее мы попытаемся дать ряд советов как можно преодолеть эти проблемы.

Для того чтобы воспользоваться услугой, не нужно иметь реального IP адреса. Достаточно иметь на UA один из “серых” (fake) адресов используемых карельскими провайдерами. (за исключением случая когда другой UA не находится в сетях Карельских провайдеров).

Если в качестве UA используется ПК Абонента, на котором  установлен межсетевой экран, то необходимо открыть на входящие соединения как минимум 1 порт для сигнализации (как правило, UDP 5060) и один или  группу портов для медиа-потоков.

Если клиент находится за NAT определенного типа, то возможно для определения правильного механизма трансляции поможет протокол STUN. Для этого в настройках ПО необходимо указать stun.voapp.ru в качестве STUN сервера. Однако надеяться на этот механизм не стоит т.к. он помогает в малом проценте случаев.

Существует механизм UPnP оконечным устройствам запрашивать у NAT серверов/маршрутизаторов открытие определенных портов. Если и UA и маршрутизатор поддерживают этот протокол, то можно использовать его для преодоления NAT.

В случае использования NAT выходом может быть настройка соответствующих mapping портов между внешними и внутренними адресами. Это разрешит проблему входящих соединений на UA. Но при этом сам UA должен иметь возможность выставлять в SIP сообщениях внешний, а не внутренний IP адрес.

Самым идеальным вариантом (кроме конечно отсутствия NAT как такового) является наличие SIP ALG (Application Layer Gateway) на оборудовании/ПО которое осуществляет NAT. В этом случае трансляции подвергаются не только адрес и порт в заголовках IP пакетов, но и адреса и порты в SIP сообщениях. В этом случае никаких дополнительных настроек на стороне UA не потребуется.

Если Абонент не может провести ни одно из вышеперечисленных мероприятий, то Оператор возьмет проблемы на себя. Все исходящие вызовы, в которых не совпадают адрес и порт с которых пришел пакет, будут принудительно проксироваться на сервере Оператора. Это позволит снять ограничение на NAT, но может ухудшить качество голосовой связи. Поэтому будет лучше, если Абонент самостоятельно будет избегать NAT или правильно настроит свое оборудование и ПО. Возможно, что в будущем стоимость вызовов с использованием rtp проксирования на серверах Оператора будет больше по сравнению с вызовами без проксирования.

На UA зарегистрированных абонентов, работающих через NAT, с периодичностью в 60 секунд будут посылаться короткие UDP пакеты. Это позволяет поддерживать NAT трансляцию в актуальном состоянии. В противном случае трансляция была бы закрыта по таймауту, и входящий вызов на такой UA был бы возможен только после его перерегистрации (перезагрузки).

3.3.        Возможные UA

Оборудование и ПО, которые будут использоваться в качестве UA, Абонент выбирает самостоятельно. Оператор со своей стороны может посоветовать те UA, которые он протестировал самостоятельно:

-         SIP телефон DLink DPH-120S

-         SIP шлюз DLink DVG-2001S

-         Программный UA (бесплатный) XLite

-         Программный UA (платный) XPro

-         Программный UA (платный) с поддержкой видео EyeBeam Xten

-         Программный UA (бесплатный) MS Messenger

4.   Предоставление услуг связи

Услуга связи предоставляется круглосуточно, кроме случаев аварий и планового технического обслуживания.

Для того чтобы принимать входящие вызовы UA должен зарегистрироваться на сервере регистрации. Регистрация производится, используя механизм digest – пароль в открытом виде не передается. После регистрации SIP Proxy запоминает на каком IP адресе и UDP порту находится данный абонент. При длительной неактивности UA необходимо самостоятельно перерегистрироваться для обновления адресной информации. Таймаут регистрационной записи на сервере – 1 час.

Чтобы осуществить исходящий вызов на внутреннего абонента необходимо набрать его имя в формате <username>@voapp.ru и нажать клавишу вызова. Чтобы осуществить исходящий вызов в ТфОП необходимо набрать номер телефона и нажать клавишу вызова. Допустимы форматы телефонной нумерации приведены ниже. При каждом исходящем вызове UA заново проходит идентификацию. Также при каждом таком вызове проверяется соответствие имени Абонента, которое было проверено, и имени абонента в поле From SIP сообщения.

При подключении по SIP возможно получение городской (Петрозаводской) нумерации. В случае звонка на этот номер вызов придет на UA, зарегистрированный под именем который имеет данный номер в качестве псевдонима. При исходящих вызовах Абонента имеющего городскую нумерацию его номер подставляется (на телефонном шлюзе) в качестве исходящего (номер А, calling number). Если абонент не имеет собственного номера, то в качестве номера А подставляется номер шлюза (78142799200).

Количество одновременных входящих и исходящих вызовов ограничено только возможностью UA. Поддерживается работа SIP видеотелефонов (UA).

В будущем планируются различные сервисные функции – голосовая почта, серийные номера, перенаправление вызовов, различные информаторы и т.п.

В будущем будут работать SIP вызовы не только внутри Абонентов Оператора, но и между абонентами других Карельских провайдеров (сначала) и абонентами любого мирового SIP оператора (потом).

4.1.        Телефонная нумерация

Поддерживается 3 вида нумерации:

-         E.164 (наподобие номеров в сотовой телефонии). Номер набирается в формате <код страны><код региона/оператора><номер телефона>. Ставить впереди символ + не нужно.

-         Через 8-ку. Звонок по России набирается в формате 8<код региона/оператора><номер телефона>, междугородний вызов 810<код страны><код региона/оператора><номер телефона>.

-         Номера на 0 – спецслужбы (01,02, …) и 3-значные номера (064, 050, …).

Также поддерживается нумерация в формате 82<код района><номер телефона> - для звонков по Карелии (эквивалентно 8814<код района><номер телефона>). 6-значный номер воспринимается как вызов по Петрозаводску, т.е. xxxxxx = 88142xxxxxx.

Иногда абоненты совершают ошибку при наборе международных номеров оставляя ведущие нули, например 0049 для Германии. Эти нули являются префиксом международных вызовов в ряде стран и не несут информационной нагрузки в принятой в России нумерации. Поэтому все такие вызовы начинающиеся с 800 81000 или 00 будут преобразованы к префиксу 810<код страны><код региона/оператора><номер телефона>.

Все вызовы по номерам начинающимся с 8 терминируются в ТфОП через шлюз в г. Петрозаводске. Вызовы на номера начинающиеся 7814 также терминируются в ТфОП через шлюз в г. Петрозаводске. Все остальные вызовы направляются в VoIP сети других операторов с использованием протокола H323 (производится преобразование кодеков и сигнализации).

4.2.        Кодеки

Вопрос выбора кодеков это вопрос пропускной способности подключения Абонента и совместимости UA. В случае если абонент подключается через коммутируемый доступ лучше использовать кодек G729. При скоростном подключении G711 (a-law) или G729.

Если вызов направляется на другой UA, то необходимо чтобы эти оба UA имели хотя бы один общий кодек.

Если вызов направляется в ТфОП, то он терминируется на оборудовании Оператора. Оборудование поддерживает максимально возможный набор кодеков – G711 (a-law/u-law), G.721, GSM, G729, G723.

Лучше придерживаться поддержки кодека G729 в любом случае – это позволит общаться с любыми Абонентами - на коммутируемом доступе и подключенными через Интернет. Если подключение скоростное и главное использование – звонки в ТфОП, то лучше использовать кодек G711 (a-law)  для повышения качества передаваемого голоса.

4.3.        Видеосвязь

Используемое Оператором ПО коммутации не имеет ограничений на используемые UA технологии и кодеки (кроме случаев шлюзования в другие сети). Поэтому если оба UA поддерживаются видеосвязь, то ее можно использовать в рамках Услуги.

4.4.        Электронная почта

В настоящий момент Оператор не предполагает предоставлять почтовый ящик, соответствующий имени, полученному Абонентом (в формате user@voapp.ru). В будущем, в случае потребности абонентов, ситуация может измениться.

5.   Тарификация и тарифы

Существующие тарифные планы приведены на сайте услуги. (http://www.voapp.ru/index.php?r=tarif_)

Тарификация услуги производится по разнице по времени между получением BYE сообщения и получением подтверждения приема вызова на INVITE сообщение. Тарификация будет произведена даже при отсутствии подтверждения на BYE сообщение, например при обрыве связи (аварийном или специально осуществленном) у одного из абонентов.

Тарификация периодических услуг (например абонентской платы за предоставление городского телефонного номера) производится в течение всего месяца. Т.е. примерно раз в сутки со счета абонента списывается часть ежемесячной абонплаты, соответствующей этому интервалу времени. При подключении услуги абонентская плата за первый месяц берется полностью, вне зависимости от фактического числа дней, в течение которых услуга была доступна для абонента.

6.   Отключение абонента

Абонент может быть отключен по следующим причинам:

-         В случае если своими действиями он создает препятствия работе оборудования и ПО, на базе которых построена услуга;

По вопросам повторного подключения, после устранения вышеназванных причин необходимо обращаться к Оператору.